Минфин обнародовал вчера проект федерального бюджета-2015, в котором оказалось немало удивительного. Бросается в глаза, что проект сверстан с явно заниженным показателем инфляции - всего 5,5%. Хотя уже сейчас годовой показатель роста цен приближается к 8%, и вряд ли он резко снизится в 2015 году. Шокирует и сокращение бюджетных расходов на здравоохранение - примерно на 12% в номинальном выражении и почти на 20% с учетом инфляции. При этом финансирование стационарной медпомощи федеральный бюджет снижает почти на 35%. Проект бюджета вызвал вчера критику со стороны вице-премьера Ольги Голодец, которая возглавляет социальный блок правительства. Проект бюджета на ближайшую трехлетку насчитывает более 6 тыс. страниц и содержит в себе немало спорных моментов. Первое, что бросается в глаза, - это ключевой для бюджета показатель инфляции. На 2015 год Минфин запланировал инфляцию 5,5%. Показатель явно заниженный. Ведь уже в августе, по данным Росстата, инфляция в России была 7,6% в годовом выражении. А Минэкономразвития вчера не исключило, что по итогам года инфляция может достичь 8%. В следующем году ведомство ожидает инфляцию 6%. Как следует из материалов Минфина, доходы бюджета-2015 составят примерно 15 трлн руб., расходы - 15,5 трлн руб. Дефицит - 431 млрд руб. Объем ВВП в 2015 году будет 77,5 трлн руб. По сравнению с бюджетом-2014 доходы и расходы государства, казалось бы, выросли - по крайней мере в абсолютном выражении. Так, на 2014 год доходы были заложены на уровне 14,2 трлн руб., а расходы - около 14 трлн руб. Однако если пересчитать показатели с поправкой на инфляцию, то станет ясно, что бюджет на следующий год оказался в доходной части "худее", чем должен быть. Еще один спорный момент будущего бюджета - финансирование здравоохранения. Похоже, именно на этой сфере власти решили сэкономить больше всего бюджетных средств. В 2015 году из бюджета на здравоохранение будет потрачено около 406 млрд руб. Для сравнения: в этом году Минфин планировал направить на здравоохранение 462,5 млрд руб. Государство планомерно сокращает финансирование здравоохранения не только с поправкой на инфляцию, но и в абсолютном выражении. Экономия - от 12 до 20%. Но еще внушительнее экономия государства будет на финансировании стационарной медицинской помощи - сразу 35%. В 2015 году на стационарную медпомощь бюджет потратит 162 млрд руб., на 2014 год в бюджете была заложена более воодушевляющая сумма - 250 млрд руб. В то же время на вчерашнем заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представитель Минфина не назвал здравоохранение в списке основных мер бюджетной экономии. В Минфине предлагают смириться с тем, что экономика больше не обещает роста доходов. Как передает "Прайм", в ведомстве перечислили другие статьи экономии - мораторий на накопительную пенсию, который перераспределит в пользу бюджета 309,2 млрд руб., уменьшение имущественных взносов в фонд ЖКХ и во Внешэкономбанк, приостановка индексации денежного содержания федеральных госслужащих отдельных федеральных ведомств, отказ от увеличения на 2% выплат военным пенсионерам. Также был объявлен отказ от субсидирования детских садов и даже, как это ни странно звучит, от фиксированной выплаты к пенсиям. Вице-премьер Ольга Голодец раскритиковала Минфин за перечисленные меры жесткой экономии, назвав некоторые из них непрофессиональными. Более того, как она уточнила, "часть этих позиций категорически не прошла", и замглавы Минфина Алексей Лавров, который их оглашает, фактически превышает свои полномочия. Лавров на это ответил, что "больше денег в бюджете, чем там есть, быть не может - их столько, сколько генерирует экономика". Иначе говоря, в условиях близкого к нулю экономического роста нужно смириться с необходимостью сокращать расходы. Но на этом спор финансово-экономического блока правительства с социальным не закончился. "Не надо говорить за все правительство, что экономика не может генерировать доходы. Вы спокойно и регулярно откладываете в Резервный фонд, сколько необходимо", - парировала Голодец. Перспектива израсходовать на текущие нужды суверенные фонды и остаться в ближайшие два-три года без подушки безопасности не очень воодушевляет Минфин. Однако Голодец заметила, что если эти деньги не вложить сейчас в развитие, то очень скоро страна рискует вообще не суметь ими воспользоваться. "Мы же понимаем, что сегодня риски размещения денег настолько высоки, что вы не можете гарантировать, что эти деньги сохранятся", - цитирует вице-премьера Интерфакс. Напомним, средства Резервного фонда размещены государством в иностранных ценных бумагах, именно на этом основании Голодец делает вывод о риске их невозврата. Одна из причин того, что Минфин с опаской относится к предложениям распечатывать Резервный фонд, состоит, видимо, в том, что пополнять его власти пока не планируют. С одной стороны, Минфин сохранил за собой право выйти в 2015 году на рынок внешних заимствований, разместив государственные бумаги на 7 млрд долл. со сроком погашения до 30 лет. С другой стороны, власти понимают, что возможности занимать на внешних рынках на выгодных условиях у страны все меньше. А значит, Минфин скорее всего в следующем году, как и в этом, передумает наращивать внешний госдолг. Однако средства, которые страна могла бы получить на внешнем рынке, уже заложены в доходной части бюджета, от которой напрямую зависят расходы государства. Чтобы закрыть возникающую дыру в 7 млрд долл., власти не будут на соответствующую сумму пополнять Резервный фонд нефтегазовыми доходами - вместо этого они направят средства непосредственно в бюджет. "У нас по бюджетному правилу, если цена на нефть превышает базовую, а она превышает, мы обязаны все ресурсы накапливать в Резервном фонде. Мы предлагаем модифицировать это правило и не накапливать эти средства в Резервном фонде, а направлять их уже на этапе планирования на замещение государственных заимствований", - пояснил Лавров. Финансовые власти отходят от принципа "занимай и сберегай". Россию ждут застойные годы, предупредил вчера экс-министр финансов Алексей Кудрин. Выступая на конференции Американской торговой палаты, Кудрин сообщил, что динамика российского ВВП в ближайшие два-три года будет близкой к нулевой отметке. Это в лучшем случае. В худшем - может случиться спад экономики. "В силу недостатка инвестиций", - пояснил Кудрин. Такие перспективы экономического роста, точнее его отсутствия, могут стать для Минфина главным стимулом сэкономить на многих статьях бюджета. Также перспектива вялого роста может стать в глазах чиновников еще одним поводом увеличить налоговую нагрузку, чтобы за счет нее сбалансировать бюджет. Пока вице-премьер Аркадий Дворкович уверяет, что правительство будет искать все возможные способы, чтобы не повышать существующие налоги и не вводить новые. Но в это верится с трудом. Ведь, как вчера уточнил сам Дворкович, "в любой стране ничего исключать нельзя". Особенно - хочется добавить - в такой стране, как Россия. Распределение бюджетных ассигнований, млрд руб. Расходы 2014 год* 2015 год** Общегосударственные вопросы 916 1021 Национальная оборона 1024 993 Нацбезопасность и правоохранительная деятельность 1458 1501 ЖКХ 97 114 Охрана окружающей среды 55 59 Образование 569 585 Культура, кинематография 97 96 Здравоохранение 462,5 406 Социальная политика 3534 3927 Физкультура и спорт 80 75 СМИ 69 68 Обслуживание госдолга 453 456 Межбюджетные трансферты 654 679 Национальная экономика 2165 2528 * В ценах 2014 года. ** В ценах 2015 года. Источник: материалы Минфина РФ Анастасия Башкатова
|